Свеча зажигания – это элемент электрооборудования автомобиля, который преобразует электрическую энергию в искровый разряд, воспламеняющий топливо-воздушную смесь в цилиндрах двигателя. Чтобы процесс сгорания смеси в цилиндрах проходил наиболее эффективно, свеча должна бесперебойно создавать требуемый искровый разряд, хорошо самоочищаться от нагара и не быть источником калильного зажигания. Свеча может рассказать о состоянии двигателя почти все, если, конечно, вы ее вывернули и осматриваете. Поводом для замены свечей, обычно являются отклонения в работе двигателя. Устройство обычной свечи зажигания показано на рис. 1.
Все нормально, если:
* резьба 1 сухая, а не мокрая;
* ободок 2 — темный с тонким слоем нагара (копоти);
* цвет электродов 3, 4 и изолятора 5 — от светло-коричневого до
* светло-желтого, светло-серого, белесого.
О неисправностях говорит:
* мокрая резьба (бензин, масло);
* ободок покрыт черным рыхлым нагаром с пятнами;
* электроды и изолятор темно-коричневые с пятнами, иногда на сгибе бокового электрода желтое пятно.
У не работающей свечи ободок, электроды и конус изолятора покрыты нагаром и мокрые. Если свеча негерметична, появляется темный ободок и снаружи изолятора у металлического корпуса.
Элементы свечи зажигания
Рис. 1. Основные элементы свечи зажигания:
1 — резьба; 2 — торец корпуса (ободок): 3 — боковой электрод: 4 — центральный электрод; 5 — тепловой конус изолятора («юбочка»)
Правильная замена свечей зажигания
При замене свечей зажигания необходимо, чтобы:
* Загрязнения вокруг отверстия свечи ни в коем случае не попали в камеру сгорания
* Установка/замена свечей происходила с правильно выбранным моментом затяжки
При слишком высоком моменте затяжки свеча может быть повреждена, а слишком низкий является причиной плохого уплотнения и теплоотвода.
Для ввинчивания свечей зажигания существует вспомогательное монтажное приспособление, но монтаж возможен и вручную. Смазка резьбы запрещена.
В зависимости от типа свечи действовать следующим образом:
* Максимально затянуть новую свечу с уплотнительным кольцом на четверть оборота (приблизительно 90 градусов) с помощью соответствующего свечного ключа
* Находившуюся ранее в эксплуатации свечу с уплотнительным кольцом максимально затянуть на 30 градусов (так как уплотнительное кольцо уже сжато)
* Свечу с конической уплотнительной поверхностью завернуть только на 15 градусов
Своевременное и регулярное обслуживание / замена свечей позволяет не только обеспечить надежную работу двигателя на протяжении всего гарантированного срока этого важного элемента зажигания, но и продлить его иногда в 2-3 раза. А это ощутимая экономия средств.